Сергей Болкисев: «Нам важен каждый клиент»
По данным мирового рейтинга Nilson Report, Ingenico является крупнейшим производителем платежных терминалов в мире. Что позволяет компании на протяжении многих лет удерживать лидирующие позиции? Каким она видит настоящее и будущее рынка, на котором успешно работает? Об этом и многом другом «Банковским технологиям» рассказывает Сергей Болкисев, директор по развитию бизнеса Ingenico Russia&CIS.
«Банковские технологии»: Сергей, как компания Ingenico может сегодня охарактеризовать российский рынок платежных терминалов? В чем сходство и различие отечественного рынка, рынков СНГ и Европы?
Сергей Болкисев: В европейских странах почти весь эквайринговый бизнес отдан на аутсорсинг. Крупные специализированные компании, такие как First Data и Point, в первую очередь заняты созданием и развитием эквайринговой инфраструктуры. На данном этапе для них важно обеспечить повсеместную доступность приема банковских карт. Вполне естественно, что они стремятся делать это как можно более экономичным способом. И новые технологии такие компании выводят на рынок сдержанно. Наши основные клиенты в Европе — процессинговые компании, которые предоставляют эквайринг банкам и ТСП на аутсорсинге.
В России же эквайринг — это бизнес банков. Поэтому изначально преимущественно мы сотрудничаем именно с ними. Однако российский рынок сегодня переживает новый виток развития: появляются новые схемы взаимодействия участников рынка платежной индустрии, начинают развиваться новые направления. Все чаще к нам напрямую обращаются торгово-сервисные предприятия.
Инновации на российском рынке внедряются не только благодаря банкам, но и благодаря усилиям платежных систем, таких как Visa и MasterCard. Именно благодаря им у нас активно внедряются, например, бесконтактные технологии PayPass и PayWave. Сегодня в России уже распространены технологии и сервисы NFC, интернет-эквайринг, облачная фискализация. Эффективному развитию платежной индустрии в стране способствует грамотная налоговая политика и законодательная база.
«Б. Т.»: А наши банки стремятся внедрять технологические новшества?
С. Б.: Для многих банков эквайринг — дополнительная, сопутствующая услуга. Те же, кто заинтересован в развитии этого направления, стараются продвигать среди клиентов новшества в этой области, объяснять, какие преимущества бизнес получит благодаря новым технологиям. Конечно, на сегодняшний день основная часть спроса — это недорогие массовые модели терминалов. Но постепенно возникает интерес и к терминалам с расширенными возможностями.
«Б. Т.»: Как обстоят дела в европейских странах? Как там развивается эквайринг?
С. Б.: Уровень проникновения безналичных платежей в Европе значительно выше нашего. Там гражданин, как правило, расплачивается картой даже в газетных киосках и на блошиных рынках. В арсенале таких магазинов — полноценные терминалы, причем не mPOS, а обычные терминалы, работающие по каналу GPRS — и покупатели расплачиваются картами, как привыкли платить, например, в супермаркетах. Магазины без возможности приема карт — большая редкость. Для сравнения: в России на одного потребителя приходится в среднем всего шесть платежей с помощью банковской карты в год. В ряде стран Европы эта цифра выше в десятки раз. Конечно, европейские торговые предприятия и банки, обладающие развитой платежной инфраструктурой, не модернизируют ее каждый год. Смена стандартов и переход на новый технологический уровень происходят в среднем каждые 5-6 лет. Плановая замена оборудования производится массово и практически единовременно. В этом случае технологические новшества и оказываются востребованными. В ближайшее время мы ожидаем всплеск спроса на NFC-платежи, мультимедийные сенсорные экраны большого размера, биометрические сенсоры и возможность использования приложений сторонних разработчиков. Принимая во внимание последние тренды, Ingenico готова предложить рынку решения, способные удовлетворить все современные потребности рынка.
Обновляя линейку моделей, мы стремимся предвосхищать потребности конечных потребителей. Сегодня возможности терминалов Ingenico значительно превосходят потребности российского рынка. Благодаря инновационным технологиям Ingenico банк может предложить оборудование и решения, которые позволят клиенту грамотно организовать бизнес-процессы, значительно повысить уровень сервиса и, как следствие, получить дополнительную прибыль. Например, решения Ingenico помогут организовать электронный документооборот в соответствии с внутренними стандартами компании-заказчика и внедрить возможность биометрического подтверждения платежей. Функция приема карточек уже давно стала базовой. Сегодня акцент делается на повышении эффективности бизнеса, удобстве и скорости платежей, расширении спектра услуг. Однако даже крупные сетевые ритейлеры зачастую не используют все возможности наших решений. Бывает, что сотрудники банков не обладают информацией об особенностях и преимуществах различного платежного оборудования, их компетенции находятся в несколько иной плоскости. Поэтому они далеко не всегда могут полноценно проиллюстрировать конечному заказчику все возможности предлагаемого оборудования. Здесь на помощь и приходят сотрудники Ingenico, которые часто выступают экспертами в переговорах банков с торгово-сервисными предприятиями.
В странах Европы ситуация несколько иная. Европейские банки тщательно готовятся к изменениям в требованиях к безопасности платежной инфраструктуры и связанным с этим обновлением терминального парка. Нередко они совместно с ритейлерами проводят эксперименты, исследования. Кстати, именно таким образом и была разработана одна из наших последних моделей — Ingenico iPP480 с гибридным ридером карт.
Появлению этого терминала предшествовала реальная история: перед руководством крупной сети гипермаркетов была поставлена задача повысить пропускную способность касс. Банк и владельцы торговой сети тщательно измерили все временные промежутки и пришли к выводу, что некоторые операции можно выполнять быстрее. Например, если оснастить терминал гибридным ридером, который способен самостоятельно распознавать тип карты (с чипом или магнитной полосой), что уже само по себе позволяет каждому кассиру экономить до 42 минут рабочего времени в день. А это — около 400 дополнительно обслуживаемых покупателей в месяц!
Во многих европейских ресторанах реализовано удачное, на мой взгляд, решение, когда на терминале с большим touchscreen выводится меню заведения. Клиент приходит в фастфуд, самостоятельно делает заказ, и к тому моменту, как он нажал «ОК», еда уже готовится. Пока заказ формируется, он оплачивает его картой. При этом работник фастфуда задействован всего один раз, его задача — принести заказ и проверить оплату счета. Это экономит время и позволяет содержать меньше персонала. И подобных функциональных решений в последнее время появляется немало — это естественный ответ на требования рынка. Мы совместно с пользователем находим решение, которое сделает его бизнес эффективнее.
«Б. Т.»: Но определенные особенности в выборе моделей терминалов для России имеются?
С. Б.: Для нашей страны характерны весьма специфические запросы. Как обеспечить работу терминала при низких температурах, при – 300, — 400 С? Как сделать устройство максимально безопасным? Российская действительность диктует особые условия для работы оборудования, и мы, конечно, учитываем их при разработке новых решений для нашего рынка и стран СНГ. В России создание инфраструктуры начинается с массового внедрения бюджетных моделей терминалов. В тех городах, где доля безналичных платежей высока, банки вступают в борьбу за ритейл, проводят исследования рынка, стараются продвигать новые технологии и убеждать собственников бизнеса в пользе внедрения решений на основе банковских карт.
«Б. Т.»: Какова специфика работы российских банков в области эквайринга?
С. Б.: До недавнего времени банки конкурировали в основном за счет снижения стоимости обслуживания. В определенный момент сложилось положение, когда участникам рынка приходилось торговаться из-за второго и даже третьего знака после запятой. Как следствие, услуги эквайринга не приносили большой прибыли. Однако сегодня ситуация меняется. Крупные участники рынка и их клиенты приходят к мысли, что качественный эквайринг с сопутствующими сервисами не может стоить дешево. Такую позицию занимают, например, ВТБ и UCS. Банки начинают конкурировать, предоставляя более высокий уровень сервиса и дополнительные услуги.
Появляются и новые форматы обслуживания. Раньше часто использовалась традиционная модель, при которой банк предоставляет конечному пользователю оборудование и все сопутствующие услуги. Сегодня банки все чаще предлагают клиенту выбор. Он может приобрести полный пакет услуг или же самостоятельно закупить оборудование, обеспечить его установку, настройку, обслуживание. А к банку обратиться за предоставлением услуг эквайринга. Для клиента это возможность снизить расходы, для банка — возможность снять с себя часть нагрузки и оптимизировать затраты на содержание эквайринговой сети.
Конкуренция на рынке растет, простой демпинг перестает работать. Преуспевает тот, кто повышает качество услуг.
«Б. Т.» Насколько востребована упомянутая вами прямая продажа терминалов торговым сетям и мелким предприятиям?
С. Б.: Этот вариант становится популярнее день ото дня. Торгово-сервисные предприятия все чаще предпочитают покупать оборудование самостоятельно. С 2012 г. объем наших прямых продаж ритейлерам вырос многократно. Десять лет назад продажи составляли сотни терминалов, сегодня — сотни тысяч. Нашими клиентами являются, например, такие крупные ритейлеры, как «Магнит», «АШАН», «Гиперглобус». Терминалы Ingenico установлены во всех магазинах этих сетей, а это десятки тысяч торговых точек. Во многом их решение интегрировать в свою платежную инфраструктуру функцию приема банковских карт было продиктовано тем, что в целом скорость аппаратной обработки карт выросла, а число держателей карт многократно увеличилось. К концу 2012 г. количество карт в России приблизилось к 200-миллионной отметке.
Интересно, что развитие эквайринга происходит быстрее не в Центральной России, а на Севере и Дальнем Востоке. В этих регионах большинство людей работают на крупных предприятиях, которые заключают договор с банками и выпускают один-два вида зарплатных карт. Поэтому терминалами здесь оснащены 26-27% торговых и сервисных организаций, а в Москве — всего 16%.
«Б. Т.»: На кого компания ориентируется при продвижении своих продуктов?
С. Б.: Мы ориентируемся на организации, для которых эквайринг — важная часть бизнеса, например, на крупные банки. Нам интересны банки, которые тесно общаются с ритейлом и понимают его нужды. Для нас крайне важна обратная связь, мы всегда стремимся «держать руку на пульсе». Мы всегда внимательно изучаем предоставляемую банками и ритейлерами информацию, она имеет большое значение при разработке новых устройств.
Мы заинтересованы в работе с банками в принципе, но с банками, которые развивают новые направления сервиса, мы можем предложить клиентам самые экономически выгодные решения.
«Б. Т.»: Чаще вы объясняете рынку, что ему нужно, или все-таки рынок диктует вам условия?
С. Б.: Это обоюдный процесс. Мы не только обращаем внимание на текущие нужды рынка, но и стремимся предугадывать их и тем самым корректировать рынок. Например, недавние исследования рынка показали, что многие предприятия нуждаются в POS-терминалах с фискальным модулем, который фактически превращает терминал в кассовый аппарат. И мы выпустили такую модель. Она оснащена двумя экранами, в том числе экраном для клиента, на котором демонстрируется информация о товаре. Несколько десятков тысяч таких терминалов успешно работают на предприятиях Турции.
Подобные решения находят свой спрос и в России, и мы сейчас работаем над его созданием. Устройство «все в одном» необходимо российским предприятиям, в том числе для того, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Ранее курьер торговой организации мог предварительно распечатать кассовые чеки, сейчас этого делать нельзя. В ближайшее время мы выпустим модель, которая поможет решить эту проблему.
Мы обращаем внимание и на нужды представителей малого бизнеса: творческих людей, стоматологов, юристов, бебиситтеров, страховщиков. Им необходимо всего несколько транзакций в месяц, покупать дорогие терминалы они не готовы. Для таких пользователей мы подготовили специальные POS-терминалы iCMP и iSMP: компактные и недорогие, с возможностью подключения по Bluetooth к телефону или планшету. Терминал как раз позволяет принимать 5-10 платежей в месяц. Его цена вполне приемлема даже для мелкой розницы.
У каждого бизнеса есть свои особенности, их мы тоже стараемся учитывать. Например, в страховом бизнесе клиент часто принимает решение о сделке «на ходу», без предварительной подготовки; в то же время, страхование — дорогостоящая услуга, и далеко не всегда у клиента есть с собой наличные средства в нужном объеме. Зато почти всегда есть карта. Если агент не может принять карту к оплате, сделка откладывается. Но в страховом бизнесе заключается лишь 10% сделок, остальные — срываются, и любое промедление может стоить агенту комиссионных. Терминал вполне способен решить эту проблему.
«Б. Т.»: Какие нововведения ждут пользователей терминалов Ingenico в ближайшем будущем? Каковы основные тенденции и направления вашей работы?
С. Б.: Сегодня одним из основных потребительских трендов является мобильность: необходимость оплачивать покупки здесь и сейчас. Если у покупателя возникло желание что-либо приобрести — он должен иметь возможность заплатить за это немедленно.
Еще одна важная тенденция — постепенный отказ от традиционного «пластика». Скоро привычную карту заменит образ, который будет храниться в «облаке» или защищенном телефоне. А поскольку сегодня рынок предлагает большое разнообразие мобильных устройств, и все они имеют свои особенности, необходимо выпускать совместимые решения. Поэтому все модели терминалов Ingenico по умолчанию оснащены модулями приема бесконтактных карт, в том числе по технологии NFC. Этот стандарт пока не слишком распространен, но мы считаем, что в ближайшем будущем он будет весьма популярен.
В наших новых решениях появится возможность использовать программы сторонних разработчиков. В перспективе наши терминалы будут постепенно трансформироваться в смарт-устройства на базе открытой платформы, которая позволит запускать различные сервисы и приложения.
«Б. Т.»: Так сколько же лет осталось классической банковской карте? Каков ваш прогноз?
С. Б.: Пластиковые карты исчезнут, когда основные платежные системы, Visa и MasterCard, сочтут их недостаточно безопасными. Когда-то магнитная карта была распространенным платежным инструментом. Сегодня система защиты пластиковых карт подразумевает сложную систему кодирования каждой банковской карты. Однако эта система постепенно изживает себя. Невозможно бесконечно усложнять «ключи» защиты, надо переходить на следующий уровень: поменять, наконец, замки, а не усложнять старые конструкции.
С этой точки зрения весьма перспективно выглядит биометрия. Даже компания Apple встроила в свои новые телефоны биометрический датчик. Так что дело за платежными системами и сотовыми операторами — если они будут действовать совместно, карта уступит место телефону.
«Б. Т.»: Не могу не задать вопрос: как повлияли на ваш бизнес санкции? Ведь Ingenico — глобальная компания.
С. Б.: Мы занимаемся бизнесом и стремимся сделать мир лучше. Компания Ingenico вне политики, мы просто делаем свое дело и делаем его профессионально. Огромный опыт и знания, накопленные нашей компанией, позволяют нам уверенно смотреть в будущее. Ежегодно около 10% бюджета Ingenico выделяет на научно-исследовательскую деятельность, что позволяет нам формировать предложения завтрашнего дня. Мы всегда оперативно реагируем на потребности современного рынка. Поэтому наши решения и продукты отличаются высокой технологичностью и эргономичностью, что дает нам безусловное конкурентное преимущество. Кроме того, большим плюсом является наличие собственного производства в России.
Компания Ingenico — в первую очередь социально-ориентированная компания. Своими решениями мы делаем мир лучше, а жизнь обладателей пластиковых карт — комфортнее и безопаснее. Наличные деньги тянут за собой массу вопросов, начиная от переработки леса для их изготовления и заканчивая интересом криминальных элементов к гражданам, вернее, к их кошелькам. Пластиковые карты, при грамотном с ними обращением, полностью исключают эти вопросы.